• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1843"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Курилов А. С.: Полевой Н. А.- биобиблиографическая справка
    Входимость: 5. Размер: 20кб.
    2. Кoзмин H. К.: Полевой Николай Алексеевич
    Входимость: 5. Размер: 40кб.
    3. Белинский В. Г.: Драматические сочинения и переводы Н. А. Полевого. Часть третья
    Входимость: 4. Размер: 22кб.
    4. Курилов А. С.: "Услышать уроки истории... "
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    5. Письма Полевого. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 43кб.
    6. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава XV
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    7. Белинский В. Г.: Русский театр в Петербурге. Ломоносов, или Жизнь и поэзия... соч. Н. А. Полевого
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    8. Белинский В. Г.: Драматические сочинения и переводы Н. А. Полевого. Часть четвертая
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    9. Письмо Полевого. Полевому К. А. - 19 февраля 1843 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    10. Некрасов Н. А.: "Драматические сочинения и переводы" Н. Полевого. Части третья и четвертая
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    11. Некрасов Н. А.: "Драматические сочинения и переводы" Н. Полевого. Части первая и вторая
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    12. Белинский В. Г.: История князя Италийского, графа Суворова Рымникского, генералиссимуса российских войск. Сочинение Н. А. Полевого
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    13. Пир Святослава Игоревича, князя киевского
    Входимость: 2. Размер: 69кб.
    14. Похождения Чичикова, или мертвые души. Поэма Н. Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    15. Бернштейн Д.: Полевой Н. А.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    16. О переводе
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    17. Белинский В. Г.: Очерки русской литературы
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    18. Повесть о Симеоне суздальском князе
    Входимость: 1. Размер: 151кб.
    19. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава I
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    20. Письма Полевого
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Курилов А. С.: Полевой Н. А.- биобиблиографическая справка
    Входимость: 5. Размер: 20кб.
    Часть текста: вести конторские книги и, как сам вспоминал, "писал стихи и прозу", еще "не зная, что такое стихи и проза", "выдавал" рукописную газету "Азиатские новости" и журнал "Друг России", сочинял драмы, трагедии, интермедии, а также свое собственное "Путешествие по всему свету" (Николай Полевой. Материалы. -- С. 83, 357--358). Отец не препятствовал литературным занятиям сына, выбрав, однако, оригинальный метод "воспитания" у него чувства ответственности за порученное дело: каждый раз, как только замечал упущения сына по работе в конторе, сжигал все им написанное. Но П., несмотря ни на что, продолжал писать и "выдавать" газету и журнал; истребить в нем тягу к творчеству было невозможно. С "препоручениями" от отца, задумавшего оставить Сибирь, П. в августе 1811 г. приезжает в Москву. Культурная жизнь нашей древней столицы так увлекает его, что он быстро забывает о делах, отдавая все свое время духовным интересам -- театру, "куда ходил раза по три в неделю", книгам, которых "прочитал и накупил без счета", университету, "куда пробирался на лекции" и слушал А. Ф. Мерзлякова, М. Т. Каченовского и др. профессоров (Там же. -- С. 84). В июне 1812 г. в Москву приезжает вся семья Полевых, но они не успели даже оглядеться и устроиться, как пришлось "вместе с другими беглецами" оставить город, бросить квартиру, мебель, хозяйство; все приобретенное имущество погибло во время пожара. Некоторое время Полевые живут в Арзамасе, затем перебираются в Курск, на родину отца П. После неудачных попыток основать "собственное дело" сначала в самом Курске, затем...
    2. Кoзмин H. К.: Полевой Николай Алексеевич
    Входимость: 5. Размер: 40кб.
    Часть текста: будущего известного литератора и знаменитого журналиста. Отец его, человек высоких нравственных качеств и сильного характера, пылкий, увлекающийся, хотя и был довольно хорошим начетчиком в области исторической и беллетристического литературы XVIII-го века, но, всецело преданный своему коммерческому делу, смотрел с предубеждением на литературные занятия и имел несколько странные понятия об образовании. Мать П., женщина нежная, кроткая, воспитанная в стенах Иркутского девичьего монастыря, под надзором тетки, матери казначеи, с глубоко вкоренившимися религиозными взглядами соединяла страсть к романам; в жизни она вполне подчинялась авторитету мужа, в мечтах любила останавливаться на героях Ричардсона, Жанлис и Дюкре-Дюминиля. Унаследовав от отца сильный характер, а от матери — религиозность и мягкосердечие, Полевой с самого раннего детства стал проявлять и оригинальные черты своей личности: выказывал сильную любознательность и наклонность к авторству. Чуть не шести лет выучившись читать, к десяти Полевой успел ознакомиться со всеми книгами, какие только попадались ему под руку: с "Разговором о всеобщей истории" Боссюэта, путешествиями Ансона и Кука, "Деяниями Петра Великого" Голикова, некоторыми произведениями Сумарокова, Ломоносова, Карамзина, Хераскова, Коцебу и др. Он рано стал писать стихи, издавал рукописные газеты, сочинил драму "Брак царя Алексея Михайловича", трагедию "Бланка Бурбонская", мечтал окончить труд Голикова. Но стремление мальчика учиться не находило себе удовлетворения. С одной стороны, жизнь на далекой...
    3. Белинский В. Г.: Драматические сочинения и переводы Н. А. Полевого. Часть третья
    Входимость: 4. Размер: 22кб.
    Часть текста: Часть третья ДРАМАТИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ И ПЕРЕВОДЫ Н. А. ПОЛЕВОГО, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ГАМЛЕТ -- УГОЛИНО . Санкт-Петербург. В тип. Н. Греча. 1843. В 16-ю д. л. 560 стр. Мы уже говорили о первых двух частях драматических "представлений" г. Полевого (см. "Отечественные записки" 1842. Т. XXV, стр. 1 "Библ. хрон."); но вышедшая теперь третья часть их вновь приводит нас в раздумье о драматическом поприще этого Шекспира Александрийского театра, и потому нам следовало бы опять поговорить о нем; но, не желая повторять уже однажды сказанного нами и умея отдавать должную справедливость основательным и хорошо изложенным мнениям, кому бы ни принадлежали они,-- мы выписываем здесь, из первой книжки "Москвитянина" 1843 года (стр. 295--298)1, суждение этого журнала о патриотических драмах г. Полевого,-- в полной уверенности, что все порядочные люди так же безусловно согласятся с этим суждением, как мы с ним согласились. Все драмы г. Полевого, имевшие успех, доказывают, что у нас всякое произведение, вовсе чуждое художественного достоинства, но основанное на патриотическом чувстве, будет всегда иметь успех в нашей публике. Зрители, смотря на такую драму, рукоплещут не пиесе, не автору, а своим собственным чувствам, которые в них затронуты, а затронуть их в русском народе не много надобно искусства. Писатели с огромным талантом не посягают на изображение таких высоких чувств, боясь уронить их недостатком сил в искусстве или вызвать не заслуженное ими...
    4. Курилов А. С.: "Услышать уроки истории... "
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    Часть текста: следовать за успехами времени, улучшаться, идти вперед, избегать неподвижности и застоя, как главной причины гибели просвещения, образования, литературы. Эта мысль... тогда была новостью, которую почти все приняли за опасную ересь. Надо было развивать ее, повторять, твердить о ней, чтобы провести ее в общество, сделать ходячею истиною. И это совершил Полевой!... Полевой показал первый, что литература -- не игра в фанты, не детская забава, что искание истины есть ее главный предмет и что истина -- не такая безделица, которою можно было бы жертвовать условным приличиям и приязненным отношениям... "Телеграф"... многим казался чудовищным явлением, именно потому, что здравый смысл, образованный вкус и истину ставил выше людей и ради их не щадил авторских самолюбий. Теперь с трудом можно поверить, что когда-нибудь могло быть таким образом и до такой степени: и это опять заслуга Полевого, и заслуга великая! ... Без всякого преувеличения можно сказать положительно, что "Московский телеграф" был решительно лучшим журналом в России, от начала журналистики... Заслуги Полевого так велики, что, при мысли о них, нет ни охоты, ни силы распространяться о его ошибках... Такие люди не часто являются, и гораздо легче попасть в доктора всех возможных наук, нежели сравниться с ними..." {Белинский В. Г. Полн. собр. соч. В 13 т. М., 1955. Т. IX. С. 672--693.}.  * * * Николай Алексеевич Полевой родился 22 июня (3 июля) 1796 года в ...
    5. Письма Полевого. Примечания
    Входимость: 4. Размер: 43кб.
    Часть текста: -- Вильнюс, 1966. -- С. 301--324. В настоящее издание вошли избранные письма Полевого разных лет, освещающие наиболее значительные факты его биографии, раскрывающие отношение писателя к его постоянным корреспондентам, характеризующие его мировоззрение. За исключением особо оговоренных случаев, тексты писем публикуются по автографам, хранящимся: в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) (А. А. Бестужеву, Е. А. Бестужевой, Ф. В. Булгарину (копия), А. В. Никитенко, Н. Ф. Полевой, К. А. Полевому (от 21. 1. 1838), П. П. Свиньину), ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (А. А. Краевскому, В. Ф. Одоевскому, С. Д. Полторацкому), Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина (В. Г. Белинскому, А. Я. Булгакову, В. М. Перевощикову, А. А. Писареву), Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (А. И. Герцену, Ф. Н. Глинке). В примечаниях к разделу писем использованы материалы перечисленных выше публикаций, а также комментарии Вл. Н. Орлова к "Запискам" К. Полевого (в кн.: Николай...
    6. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава XV
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    Часть текста: Генералиссимуса Российских войск. Глава XV ГЛАВА XV Характеристика Суворова, как полководца, политика и человека. -- Частная жизнь его. -- Потомство Суворова. -- Память в народе и место в истории. -- Памятники. -- Жизнеописания. -- Заключение. Справедливо и смело пред лицом всех веков и всех народов можем назвать Суворова одним из величайших полководцев. Победа ни однажды не изменила ему, и тридцать лет беспрерывных торжеств на полях битв свидетельствуют военный гений Суворова. Искони был и всегда существует в мире тайный заговор против всегда прекрасного и великого, заговор глупости против ума, зла против добра, людей против человека. Кто не выкупал возвышения из толпы борьбою, и даже многие ли вынесли из нее светлыми и непомраченными достоинство и величие человека! Суворов принадлежат к этим немногим исключениям. Человек недоверчив на добро, легковерен на зло, завистлив на славу великих, забывчив на подвиги. В чье изображение не бросали грязью неблагодарные современники и равнодушные потомки! На чью славу не посягали близорукие судьи, самозваные ценители достоинств! Суворов не избег общей участи. При жизни боролся он о злобою, завистью, недоумением современников, и при жизни и после смерти посягали на его славу героя, на его достоинство человека. Не видим ли и ныне скрибусов (как называл он их), оценивающих дела Суворова и открывающих его ошибки? Напрасно будем говорить им, что "победителя не судят". Здесь другое возражение их: счастье, удача, говорят нам. Тщетно будете повторять слова Суворова: "Сегодня удача, завтра удача, помилуй Бог! надобно же немного и ума", или вспоминать...
    7. Белинский В. Г.: Русский театр в Петербурге. Ломоносов, или Жизнь и поэзия... соч. Н. А. Полевого
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    Часть текста: ПОВЕСТЬ В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ, В ПРОЗЕ И СТИХАХ, СОЧ. Н. А. ПОЛЕВОГО Действие первое: Рыбак; действие второе: Поэт; действие третие: Цепи жизни; действие четвертое: Поэт и люди; действие пятое: Великий человек. Г-н Полевой и г. Ободовский завладели сценою Александрийского театра, вниманием и восторгом его публики. И если нельзя не завидовать лаврам сих достойных драматургов, то нельзя не завидовать и счастию публики Александрийского театра: она счастливее и английской публики, которая имела одного только Шекспира, и германской, которая имела одного только Шиллера: она, в лице гг. Полевого и Ободовского, имеет вдруг и Шекспира и Шиллера! Г-н Полевой -- это Шекспир публики Александрийского театра; г. Ободовский -- это ее Шиллер. Первый отличается разнообразием своего гения и глубоким знанием сердца человеческого; второй -- избытком лирического чувства, которое так и хлещет у него через край потоком огнедышащей лавы. Там, где у г. Полевого не хватает гения или оказывается недостаток в сердцеведении, он обыкновенно прибегает к балетным сценам и, под звуки жалобно-протяжной музыки, устроивает патетические сцены расставания нежных детей с дражайшими родителями или верного супруга с обожаемою супругою. Там, где у г. Ободовского иссякает на минуту самородный источник бурно-пламенного чувства, он прибегает к пляске, заставляя героя (а иногда и героиню) патетически-патриотической драмы отхватывать в присядку какой-нибудь национальный танец. Обвиняют г. Ободовского в подражании г. Полевому; но ведь и Шиллер подражал Шекспиру! Обвиняют г. Полевого в похищениях у...
    8. Белинский В. Г.: Драматические сочинения и переводы Н. А. Полевого. Часть четвертая
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    Часть текста: Лессинга, Иффланда, Дидерота и с тем вместе увериться: справедливо ли мнение некоторых критиков, будто из повести или романа не может быть заимствовано сценическое представление, в чем ссылались на множество неудачных опытов? Содержание сей драмы взято из повести Мишель Массона "Le grain de sable" {"Песчинка" (фр.). -- Ред. }, помещенной в изданном им собрании повестей, под заглавием: "Daniel le Lapidaire ou les Contes de l'atelier" {"Гранильщик Даниель, или Рассказы о мастерской художника" (фр.). -- Ред. } (Париж, 1833 г.) 1 . Кто же те "некоторые критики, которые утверждали, что из повести нельзя сделать истинно хорошей драмы"?.. Да первый -- сам же г. Полевой! Не тот г. Полевой, который не додал шести книжек "Русского вестника", не тот, который выкраивает из чего попало плохие драмы, создает комедии вроде "Войны Федосьи Сидоровны с китайцами" и воспевает "деньги"; но тот, который издавал "Телеграф", который ссорился с другом и недругом за свои убеждения, порицал направления драм гг. Шаховского и Кукольника и не воспевал "денег"... Нам особенно нравятся те драмы г. Полевого, в которых он изображает вельмож и вообще людей высшего тона. Здесь он неподражаем. Смотря на его графинь и баронесс, не скажешь, что они вчера еще были кухарками своих мужей, которые, в свою очередь, только что сошли с запяток; слушая, как рассуждают у г. Полевого герцогини и герцоги, не подумаешь, что ошибся дверью и попал вместо гостиной в лакейскую... "Смерть или честь" -- драма самого высшего тона: в ней действуют графы, министры, сам герцог и весь двор его. Вот сцена, которой нельзя довольно налюбоваться: элегантность...
    9. Письмо Полевого. Полевому К. А. - 19 февраля 1843 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: Наконец, я сам не знаю, как все сделалось, я как будто ожил, поздоровел -- по крайней мере, не умираю голодною смертью, могу думать, могу располагать, мыслить и первое, что делаю,-- пишу к тебе! О, мой брат и друг! И первою вестью, что напишу к тебе,-- отрадная мысль, что мы скоро увидимся. Да, мой друг -- Святую неделю, если только судьба опять не начнет гибельного кризиса, надеюсь я провести с тобою в Москве, а до тех пор весь Великий пост, не знаю, как успею я переработать все, что переработать предполагаю... Но бог даст мне силы, а мысль свидания с тобою уверяет меня, что нынешний год будет последним годом страданий наших: либо умру под тяжестию труда, либо начну эпоху общего нашего спасения. Как о насмешке судьбы я должен известить тебя об успехе новой драмы моей -- "Ломоносов". Ты, верно, читал ее в "Библиотеке для чтения". Она была написана в неделю, поставлена в две недели. Судить об ее достоинстве не могу, но успех ее был какой-то нелепый. В первое представление меня вызывали три раза, во второе -- четыре. Потом я уж не был, но вызовы продолжались еще, три или четыре спектакля, и в 15-е представление недоставало билетов. Люди всех званий бывали по два, по три раза и уверяли, что ничего лучше не видывали. Если в этом странном успехе принадлежит что-нибудь мне, то столько же принадлежит и тебе -- я переложил в разговоры "твоего Ломоносова" и в этом воровстве каюсь перед тобою! Но скажи мне, ради бога, мой друг и брат, что же это: в самом деле хорошо или что же это такое значит? Отдавая "Ломоносова" на сцену, я просто ждал падения, ибо писал окончание его, посылая начало в типографию. Так чего же надобно? Неужели должно с ума сойти, чтобы угодить людям? В третьем действии плачут, когда у Ломоносова нет гроша на обед и Фриц приносит ему талер -- а не знают, что это за несколько дней с самим мною было и что сцена не выдумана......
    10. Некрасов Н. А.: "Драматические сочинения и переводы" Н. Полевого. Части третья и четвертая
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: Полевого относительно их цели, направления, современного значения и личного достоинства. Теперь нам остается сказать очень немного. В третьей и четвертой частях "Драматических сочинений и переводов" г. Полевого находятся пять драм: "Гамлет", "Уголино", "Смерть или честь", "Елена Глинская", "Мать-испанка". При "Уголино" находится стихотворение, из которого мы узнаем, что г. Полевой с давних пор живет и производит свои драматические сочинения "среди степей, огнем безумия палящих, в пустыне дикой бытия". Мечта его покинула, воображение притупилось, поэтические сны прошли невозвратно, и "в небо смелый полет" за отсутствием фантазии ему невозможен. Вот собственные слова г. Полевого: Где ты, мгновение моих прекрасных дней? Кто разлучил нас? где в толпе людей Искать тебя, мой ангел милый? О, если б хоть на миг былое возвратить... Отдайте мне мои мечтанья, На миг, на миг один -- за целый век страданья... Ко мне, мой милый друг... Нет! счастию не быть - Здесь на земле -- в обители изгнанья Мне тяжко жизнь мою осталось довлачишь, Среди степей, огнем безумия палящих, В пустыне дикой бытия... Когда юноша, полный жизни, неопытный и легкомысленный, жалуется на разочарование, охлаждение фантазии и воображения, отсутствие мысли, пустоту души и разного рода "утраты", его жалобам невольно не веришь. Но когда подобные жалобы произносит такой опытный и заслуженный драматург, как г. Полевой, тогда нет места сомнению. Впрочем, тому, кто бы приписал их особенной скромности или ошибочному взгляду поэта на...