• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1793"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава VIII
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    2. Краковский замок
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    3. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава IX
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    4. Живописец. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    5. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава XI
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    6. Некрасов Н. А.: "Драматические сочинения и переводы" Н. Полевого. Части первая и вторая
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    7. Живописец. Глава II
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    8. Веневитинов Д. В.: Ответ г. Полевому
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    9. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава XII
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    10. Вольный мученик
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    11. Письма Полевого. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 43кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава VIII
    Входимость: 4. Размер: 35кб.
    Часть текста: когда новыми победами надлежало исторгнуть мир у неприятеля, трепещущего при его имени? Суворов был награжден, но за мачинскую победу Репнин получил Георгия I-й степени, и имя Репнина славили, как довершителя войны, а что была мачинская победа против побед Суворова? Через месяц Суворов возвратился из Финляндии и представил отчеты и планы. Ему велено было исполнить по представленным планам и заняться устройством границ, состоя под начальством графа Н. И. Салтыкова, тогдашнего начальника военного департамента. Суворов повиновался, и о грустью видел, что по кончине Потемкина начальство над армиею предложили Румянцеву. "Я ближе к смерти, нежели к животу, отвечал Румянцев. "Бури жизни и слабость души не позволяют мне принять меча. У вас, Государыня, в изобилии герои; они воззрят гордым оком и несытым сердцем, если я сравнюсь с ними. Гроб, а не украшения мне приличны!" Не так думал Суворов. Старец шестидесяти лет, он одушевлялся жаждою чести и славы. Общее внимание обращено было тогда на дела с Польшею и Пруссиею. Там началась война, а Суворова там не было! Он не вытерпел, осмелился просить себе места в действующей армии. К удивлению его, императрица подписала на его письме: "Польские дела не требуют графа Суворова". Ему велено командовать флотом и войском в Финляндии: весь флот состоял из сотни лодок и 16-ти мелких судов, а войско из 25. 000 человек. На войну с Швециею не было никакого повода. "Томлюсь в бездействии", писал Суворов своему племяннику, "смотрю на Турцию, на Польшу -- мечтаю -- по почте могу быть всюду обращен!" -- "Что затеяли со мною делать?" писал он в 1792 гаду. "В прошлом году я считал у себя по пятам князя Гр. Ал., а теперь кто меня преследует? Поле битвы -- моя стихия, а меня заставляют глядеть из-за кулис на триумф Терситов! Для чего подчинять меня зависимости других? Порабощения не...
    2. Краковский замок
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: тишины, которая душит, кажется, океан и выдавливает его на берега; края небосклона обставлены уже воздушными, черными горами, верхи их крутятся дымчатыми полосами; солнца нет, море шевелится, как оживающий мертвец под белеющим саваном, и края покрывала его пенистыми бахромами хлещутся об утесы, и гул бури ноет в отдалении. Еще минута, и -- горе ладье, не успевшей укрыться в пристань! Тогда, стоя на утесе, вы видите, что волны как будто разбегаются врозь подле берегов, сыплются, дробятся. Они, как будто первенцы бури, летят и стремятся на все берега, как будто хотят прежде вылиться на берега, пока порывы бури не ринут их вглубь и не смешают в гибели и ужасах волнения. Такими являлись Франция и французы, когда не грянула еще буря революции, когда Людовик XV изнемогшею рукою держал кормило государства, давно спал для славы и дремал над самою жизнью, утомленный и пятидесятилетним неславным царствованием, и мелочными интригами двора своего, и роскошью, и тем, что даже ни одно бедствие не освежило его жизни, тусклой и бесцветной. В кругу своих любовниц зевал Людовик, оставляя министрам заботу о государственной чести, и оживал только для того, чтобы мешать в исполнении каждому из них: ссориться с парламентами за министров и сводить министров с мест их, потому что ветреной Дюбарри они не нравились. Долее всех боролся с властью этой прихотливой красавицы герцог Шуазель. Людовик так привык к нему, что, подписав увольнение герцогу, несколько дней носил увольнение это в кармане и не хотел послать к Шуазелю. Быль, которую хотим мы рассказать теперь, случилась после падения сего гордого, властолюбивого, хитрого и умного вельможи. Но события, которых следствием была она, относятся еще к правлению Шуазеля. Он видел, что положение Франции вело к...
    3. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава IX
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    Часть текста: к Варшаве, истребил арьергард его, рассеял у Закрочима отряд Грабовского и, достигнув Станиславова, узнал, что Суворов и Ферзен соединились здесь и уже были далеко впереди. Войско Суворова по соединении с Ферзеном составляло до 17. 000. Все отряды польские поспешно уходили от них, как ни старался Суворов отхватывать поляков, дабы не допустить их усилиться в Варшаве. Услышав, что при Кобылке остановился польский корпус из 5. 000 человек, Суворов сам бросился на него и успел отрезать его. Отчаянное защищение и крепкая позиция не спасли неприятеля. Некому даже было подать весть в Варшаву об истреблении этого корпуса, хотя Кобылка отстоит только в 14 верстах от Праги, предместья Варшавского, и там слыша ли пальбу, не зная, где она происходит. Все, что предвидел Суворов, сбылось вполне. Погибель Косцюшки казалась гибелью Польши. Народ бегал по улицам варшавским, вопия со слезами: "Нет Косцюшки! Погибло отечество!" Выбор преемника Косцюшке довершил расстройство. На место его избран был генералиссимусом генерал Вавржецкий, нелюбимый народом, неуважаемый никем. Среди шума, волнения и беспорядков не знали что делать: одни хотели сражаться, защищать Варшаву; другие -- договариваться и предлагать условия. Многие думали действовать ужасом: перерезать русских пленников и всех, кто был подозрителен, вооружиться поголовно, идти, биться на смерть, зажечь Варшаву и умереть на ее развалинах, если отчаяние не даст победы. Между тем отовсюду приходили войска, уже бесполезные в других местах, ибо Суворов стоял под стенами Варшавы. Макрановский успел пробраться с 15. 000 человек и 35 пушками. Под Кобылкою разбит был один из его отрядов. Прибытие этого корпуса подкрепило мнение тех, кто хотел защищаться. Макрановский первый тому воспротивился; доказывал, что упорство не принесет ничего, кроме...
    4. Живописец. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: сотрудник МТ. Безбородко Александр Андреевич (1747--1799) -- русский государственный, деятель, с 1775 г. -- секретарь Екатерины II, с 1783 г. -- фактический руководитель русской внешней политики, с 1797 г. -- канцлер. С. 166. Коллежский секретарь -- гражданский чин девятого класса. С. 169. ... определил его в Главное училище живописи. -- При публикации в МТ это место сопровождалось следующим примечанием автора: "Надобно ли сказывать здесь читателям, что, поелику вся сия повесть есть сказка, выдумка, то и все, что говорит в ней сочинитель, г-н Мамаев, об учении и училищах, есть выдумка или сущий вздор. Следовательно, его слов ни к какому петербургскому училищу относить не должно. Примечание для людей, любящих примечания" (МТ. -- 1833. -- Т. 51. -- С 82). С. 172. Ингерманландия -- одно из названий территории по берегам Невы и юго-западному Приладожью. Пальмира -- древний город на северо-востоке Сирии, славился своим великолепием. Северная Пальмира -- образное название Петербурга. С. 174. Каналетти (Каналетто) Джованни Антонио (1697--1768) -- итальянский живописец, писал преимущественно венецианские виды. "Пантеон иностранной словесности" -- журнал Н. М. Карамзина, издан в 1798 г.,...
    5. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава XI
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: держав в начале 1799 года, видим превосходную силу Франции. Кроме собственного многочисленного войска, Франция подкреплялась союзом Испании. Республика Батавская составляла оплот ее на севере; республики Гельветская, Цизальпинская, Лигурийская, Римская, Партенопейская -- на юге. Завоевания на Рейне ограждали Францию со стороны Германии, а Пиемонт и Ницца укрепляли ей Италию. Франция была уверена в нейтралитете Пруссии и могла обратить все силы против союзников. Против нее были силы Австрии, Баварии, прирейнских владетелей, России, Турции и Англии, но Турция была союзником беспомощным; силы германских властителей являлись ничтожны; Англия могла помогать только задержанием Бонапарте в Египте и деньгами, которые выдавала она весьма скупо. Сардиния и Сицилия требовали сил Австрии и России для своего охранения. Следовательно, вся тяжесть борьбы падала на Австрию и Россию. Силы этих двух держав были велики. Франция управлялась ничтожными правителями, была истощена войною, волновалась междоусобиями. Неудача могла отвлечь от нее Нидерланды и Италию, где самовластие французов было нестерпимо, но великие нравственные преимущества находились на стороне французов. Войско Франции составляли не прежние нестройные...
    6. Некрасов Н. А.: "Драматические сочинения и переводы" Н. Полевого. Части первая и вторая
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    Часть текста: иногда принимает дым, если из упругих слоев его образуется стройная талия, заманчивая ножка, лилейная шейка, вы увлечетесь; вы, пожалуй, забудетесь до того, что побежите вослед прихотливому облачку или, глядя на него, бог знает до чего домечтаетесь... Но когда мимо вас тяжелыми стопами медленно и важно пройдет такая драматическая слава, какою пользуется наш заслуженный драматург, -- вы останетесь так же равнодушны, как были, вы не побежите за нею, вы даже не поморщитесь и не чихнете! Она ни с которой стороны не затронет ни сердца, ни носа, ни воображения вашего... Вы будете смотреть на нее -- без злобы, без зависти, холодно повторяя восклицание, которое вырвалось у вас при первом взгляде на нее: "Как он давно служит!" Эта странная слава -- без определенного цвета, веса и значения, завистников у нее быть не может, хотя могут быть ревностные поклонники... Итак, ясно, что драматическая слава г. Полевого -- не дым. Что же это такое? Как она составилась?.. Припомним некоторые обстоятельства. Г. Полевой начал постоянно угощать публику Александрийского театра своими произведениями, помнится, с 1838 года... Не успеем, бывало, мы опомниться от "Дедушки русского флота", нам представляют "Иголкина", не успеем отереть слез умиления, возбужденных "Парашею Сибирячкою", в нас кидают "Солдатским сердцем", от которого становится в совершенный тупик наш рассудок. Такая мудреная пиеса!... Понимаемая большею частию публики, как и следует, совершенно наоборот, она совсем не возбуждает тех чувств, которые желал, может быть, возбудить сочинитель....
    7. Живописец. Глава II
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    Часть текста: что они его -- их нет в природе -- их не природа создает, а он, художник, творец их: он не захочет и не отдаст их миру! Или во мне нет ничего творческого, создательного: я не художник!? Мечты мои -- неясный бред горячки, лихорадочный жар бессилия, которому хочется в небо и которое не летает, а прыгает, и то на земле, думая, что летает в небе! И тогда что же вся жизнь моя? Что мои безумные порывы творить? Это ужасно! Природа не отзывается моему голосу, люди не понимают моего вопля, не потому ли, что я жалкое дитя, бедное, полоумное дитя, помешавшееся в колыбели? А! это ужасно! Вдохновение истинное, творчество неподдельное, не должно ли быть тихо, спокойно, величаво? Истинный художник -- это царь среди людей, волшебник среди природы; на голос его преклоняется народ, по мановению руки его пляшут толпы невидимых духов, страсти облекаются в живые образы, гроб сказывает свой ответ! И я ошибся, избрав себе поприщем жизнь художника? Я ошибся, думая, что на голове моей светит пламя избранника божьего? Вы не поймете, добрый друг, какое отчаяние отравляет душу при этой мысли! Человеку, который мечтал видеть в себе сына великого властителя, открывают, что он сын раба, вместо трона ему указывают на ошейник невольника! "Тебя подменили в ребячестве ошибкою -- тебя подменила злая кормилица -- ты раб, а не царь!" -- говорят ему -- и еще смеются при этих словах, смеются. -- Боже великий! Неужели люди могут в эти минуты смеяться? Что же оставят они дьяволу? Сколько раз, в грустном, безнадежном отчаянии, думал я, что весь мир хвастливо ошибался и грубо...
    8. Веневитинов Д. В.: Ответ г. Полевому
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: журналах - восставали против мнений и ошибок г. Полевого, но все критики, без исключения, оставались без ответа: казалось, что г. Полевой смотрел на все замечания холодным взором совершенного равнодушия; последствие доказало, что равнодушие его было не совсем искренне и что он дорожил временем для того только, чтоб собраться с силами 1 . Если бы г. Полевой писал антикритики с тем намерением, чтобы занимать своих читателей литературными прениями, всегда полезными, когда они не выходят из сферы литературы, то при появлении всякой рецензии он, конечно бы, заметил мнения, с которыми не согласен, изложил бы свои собственные и предоставил своим читателям судить о победе. Но г. Полевой чуждается литературных споров, нигде не показывает собственного образа мыслей и, как уполномоченный судия в словесности, нигде не терпит суждений других. Для сей цели выбрал он средство совсем новое, но очень простое: ему стоит только вооружиться терпением. Подождав несколько месяцев, он уверен, что читатели почти совсем забыли рецензию, писанную против него,...
    9. История князя италийского, графа Суворова-Рымникского, Генералиссимуса Российских войск. Глава XII
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    Часть текста: при Нови. -- Смерть Жуберта. -- Дипломатические интриги. Следствия Требийской битвы были весьма важны. Мы видели поспешное отступление в Геную Моро. Остатки армии Магдональда ретировались от Требии без порядка, преследуемые союзниками. Июня 22-го генерал Велецкий напал в Боббио на 3. 000-й отряд Лапоипа. Посланный во фланг русского войска, когда Магдональд положил сражаться 21-го числа, Лапоип не успел придти во время и отступил к вершине Требии, не имея возможности соединиться с главною армиею. Пораженный Велецким, Лапоип бросился к отряду Виктора, отступавшему на Форновию. Не столь удачно было покушение Кленау остановить самого Магдональда на Секкии. Французы перешли реку при Руббиере и заняли Модену; 28-го Магдональд был в Пистойи; Домбровский укрылся в Понтремоли; Монришар вступил во Флоренцию. Модена немедленно была занята Кленау. Преследуемый Кленау, Отто и Велецким во всех направлениях и угрожаемый восстанием жителей Тосканы, Магдональд оставлял город за городом, собрал все свои остальные войска и гарнизоны из городов в Лукке, отправил артиллерию морем из Ливорны в Геную предпринял марш по трудной приморской дороге, через Сарзану, Спеццию и Састри-ди-Леванте, прикрываясь отрядами Домбровского в Понтремоли и Виктора в Борго-ди-Таро. У него было не более 13. 000 человек, и даже по соединении с Виктором и Домбровским он привел в Геную, в конце июня. только 18. 000 -- остаток сильной...
    10. Вольный мученик
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: стихи, заметки, фельетоны "Нового живописца" были направлены на разоблачение тунеядства и паразитизма дворянства и чиновничества. Так, в фельетоне Полевого "Делать карьер" публицистические заметки автора о взглядах крупных и мелких чиновников на службу сопровождаются сатирическими зарисовками сцен из жизни чиновничества. Материалы "Нового живописца" пользовались очень большой популярностью среди читателей. В 1832 г. Полевой переиздал их в пяти книгах, причем цензура запретила перепечатку некоторых произведений.   "Да из чего же вы беснуетеся столько?" Грибоедов    Кто это скачет на паре вятских, бойких лошадок, в легком, уютном экипаже? Как ни скоро катится экипаж, но для седока в нем находящегося, по-видимому, он едет слишком тихо. Седок этот встает беспрестанно, приподымается, смотрит вперед, машет палкою со всеми признаками нетерпения. А! это Увар Сарвилович Прибыльский! Неужели вы его не знаете? Разве вы недавно здесь? Его целый город знает. Нет бала в знатном доме, где бы Увар Сарвилович не торчал по шести часов за вистом; нет прогулки за город, катанья на горах, гулянья на масленице, в коробе или в ящике, предоставленного только большому свету, где бы его не было; нет гулянья кругом.., под... м, въ... х, где бы его не мочило дождем, не забрасывало грязью с колес или не задушало облаками пыли -- обыкновенные наслаждения наших гуляньев! Он тут, в своей карете, плетется между князем А. *** и графом Б. ***, кланяется барону В. *** и переклинивается во все горло с глухим генералом Г. ****, едущим в своей старомодной карете ...