• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1841"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кoзмин H. К.: Полевой Николай Алексеевич
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    2. Письма Полевого. Примечания
    Входимость: 6. Размер: 43кб.
    3. Некрасов Н. А.: "Драматические сочинения и переводы" Н. Полевого. Части первая и вторая
    Входимость: 5. Размер: 31кб.
    4. Белинский В. Г.: Русская история для первоначального чтения. Сочинение Николая Полевого
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    5. Курилов А. С.: "Услышать уроки истории... "
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    6. Курилов А. С.: Полевой Н. А.- биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    7. Иоанн Цимисхий. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    8. Белинский В. Г.: Аббаддонна. Сочинение Николая Полевого. Издание второе
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    9. Карпов А. А.: Николай Полевой и его повести
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    10. Белинский В. Г.: Николай Алексеевич Полевой
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    11. Бернштейн Д.: Полевой Н. А.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    12. Похождения Чичикова, или мертвые души. Поэма Н. Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    13. Клятва при гробе Господнем. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    14. Белинский В. Г.: Русская история для первоначального чтения. Сочинение Николая Полевого
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    15. История государства Российского. Сочинение Карамзина
    Входимость: 1. Размер: 64кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кoзмин H. К.: Полевой Николай Алексеевич
    Входимость: 6. Размер: 40кб.
    Часть текста: и критик; родился в Иркутске 22-го июня 1796 года. Он происходил из старинного курского купечества; предки его часто надолго оставляли свой родной город и занимались торговыми предприятиями на дальнем востоке. Не раз впоследствии вспоминал Полевой свою "далекую родину, Сибирь, богатую золотом и дремучими лесами", вспоминал вместе с "первыми мечтами юности" и "любимыми играми детства". Это детство, однако, не было благоприятно для развития умственных способностей мальчика, чтобы подготовить в нем будущего известного литератора и знаменитого журналиста. Отец его, человек высоких нравственных качеств и сильного характера, пылкий, увлекающийся, хотя и был довольно хорошим начетчиком в области исторической и беллетристического литературы XVIII-го века, но, всецело преданный своему коммерческому делу, смотрел с предубеждением на литературные занятия и имел несколько странные понятия об образовании. Мать П., женщина нежная, кроткая, воспитанная в стенах Иркутского девичьего монастыря, под надзором тетки, матери казначеи, с глубоко вкоренившимися религиозными взглядами соединяла страсть к романам; в жизни она вполне подчинялась авторитету мужа, в мечтах любила останавливаться на героях Ричардсона, Жанлис и Дюкре-Дюминиля. Унаследовав от отца сильный характер, а от матери — религиозность и мягкосердечие, Полевой с самого раннего детства стал проявлять и оригинальные черты своей личности: выказывал сильную любознательность и наклонность к авторству. Чуть не шести лет выучившись читать, к десяти Полевой успел ознакомиться со всеми книгами, какие только попадались ему под руку: с "Разговором о всеобщей истории" Боссюэта, путешествиями Ансона и Кука, "Деяниями Петра Великого" Голикова, некоторыми произведениями Сумарокова, Ломоносова, Карамзина, Хераскова, Коцебу и др. Он рано стал писать стихи, издавал рукописные газеты, сочинил драму "Брак царя Алексея Михайловича", трагедию...
    2. Письма Полевого. Примечания
    Входимость: 6. Размер: 43кб.
    Часть текста: // Научные труды высших учебных заведений Литовской ССР. Литература. IX. -- Вильнюс, 1966. -- С. 301--324. В настоящее издание вошли избранные письма Полевого разных лет, освещающие наиболее значительные факты его биографии, раскрывающие отношение писателя к его постоянным корреспондентам, характеризующие его мировоззрение. За исключением особо оговоренных случаев, тексты писем публикуются по автографам, хранящимся: в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) (А. А. Бестужеву, Е. А. Бестужевой, Ф. В. Булгарину (копия), А. В. Никитенко, Н. Ф. Полевой, К. А. Полевому (от 21. 1. 1838), П. П. Свиньину), ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (А. А. Краевскому, В. Ф. Одоевскому, С. Д. Полторацкому), Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина (В. Г. Белинскому, А. Я. Булгакову, В. М. Перевощикову, А. А. Писареву), Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (А. И. Герцену, Ф. Н. Глинке). В примечаниях к разделу писем использованы материалы перечисленных выше публикаций, а также комментарии Вл. Н. Орлова к "Запискам" К. Полевого (в кн.: Николай Полевой. Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов. [Л., 1934]). 1. П. П. Свиньину. Факсимильное воспроизведение письма в кн.: Полевой П. Н. История русской словесности. -- СПб., 1900. -- Т. 3. -- С. 196--197. Свиньин Павел Петрович (1787--1839) -- писатель, историк, издатель ОЗ (1818--1830), в которых Полевой выступал в начале 1820-х гг. Колосова Александра Михайловна (1802--1880) -- петербургская драматическая актриса; в октябре--декабре 1824 г. с большим успехом выступала в Москве. Мочалов Павел...
    3. Некрасов Н. А.: "Драматические сочинения и переводы" Н. Полевого. Части первая и вторая
    Входимость: 5. Размер: 31кб.
    Часть текста: запах, цвет и какой-нибудь вес; кроме того, нам известно из пословицы, что дым ест глаза, а драматическая слава г. Полевого глаз никому не ест, потому что она не так велика, чтоб на нее сердиться, и совсем не такого свойства, чтоб ей завидовать. Когда мимо вас шумящею, плавно-туманною поступью пройдет густое, сероватое облачко дыма, -- настоящего печного дыма, -- вы поморщитесь и, может быть, даже чихнете. И если оно вздумает принять те странные фантастические образы, которые иногда принимает дым, если из упругих слоев его образуется стройная талия, заманчивая ножка, лилейная шейка, вы увлечетесь; вы, пожалуй, забудетесь до того, что побежите вослед прихотливому облачку или, глядя на него, бог знает до чего домечтаетесь... Но когда мимо вас тяжелыми стопами медленно и важно пройдет такая драматическая слава, какою пользуется наш заслуженный драматург, -- вы останетесь так же равнодушны, как были, вы не побежите за нею, вы даже не поморщитесь и не чихнете! Она ни с которой стороны не затронет ни сердца, ни носа, ни воображения вашего... Вы будете смотреть на нее -- без злобы, без зависти, холодно повторяя восклицание, которое вырвалось у вас при первом взгляде на нее: "Как он давно служит!" Эта странная слава -- без определенного цвета, веса и значения, завистников у нее быть не может, хотя могут быть ревностные поклонники... Итак, ясно, что драматическая слава г. Полевого -- не дым. Что же это такое? Как она составилась?.. Припомним некоторые обстоятельства. Г. Полевой начал постоянно угощать публику Александрийского театра своими произведениями, помнится, с 1838 года... Не успеем, бывало, мы опомниться от "Дедушки...
    4. Белинский В. Г.: Русская история для первоначального чтения. Сочинение Николая Полевого
    Входимость: 4. Размер: 19кб.
    Часть текста: г. Полевым, "При сей верной оказии" просим этих господ заметить однажды навсегда, что "Отечественные записки" чужды низкой вражды к лицу, мимо его произведений, что они всегда преследовали и всегда будут преследовать произведения тех людей, от которых, по их природной бездарности, соединенной с ограниченностию понятий, нельзя ожидать ничего хорошего -- по той самой простой причине, что в наше время чудес не бывает, и ворона никогда не запоет соловьем 3 . Правда, и подобным головам случается иногда обмолвиться умным словцом; правда, и Тредьяковскому как-то раз удалось написать эти прекрасные стихи; 4 Воньми, о небо! и реку, Земля да слышит уст глаголы, Как дождь, я словом потеку, И снидут, как роса к цветку, Мои вещания на долы! 5 Но в продолжении и в окончании этих стихов, достойных Державина, опять-таки сказался почтенный профессор элоквенции, а паче всего хитростей пиитических, Василий Кириллович Тредиаковский, изобретатель гекзаметра, который может соперничать только разве с октавами одного позднейшего изобретателя в том же роде 6 . Умные обмолвки "профессоров элоквенции, а паче всего хитростей пиитических", напоминают прекрасную эпиграмму Баратынского: Глупцы не чужды вдохновенья; Им также пылкие мгновенья Оно как гениям дарит: Слетая с неба, все растенья Равно весна животворит. Что ж это сходство знаменует? Что им глупец приобретет? Его капустою раздует, А лавром он не расцветет 7 . И потому, есть имена, которые никогда не...
    5. Курилов А. С.: "Услышать уроки истории... "
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    Часть текста: движения, о необходимости следовать за успехами времени, улучшаться, идти вперед, избегать неподвижности и застоя, как главной причины гибели просвещения, образования, литературы. Эта мысль... тогда была новостью, которую почти все приняли за опасную ересь. Надо было развивать ее, повторять, твердить о ней, чтобы провести ее в общество, сделать ходячею истиною. И это совершил Полевой!... Полевой показал первый, что литература -- не игра в фанты, не детская забава, что искание истины есть ее главный предмет и что истина -- не такая безделица, которою можно было бы жертвовать условным приличиям и приязненным отношениям... "Телеграф"... многим казался чудовищным явлением, именно потому, что здравый смысл, образованный вкус и истину ставил выше людей и ради их не щадил авторских самолюбий. Теперь с трудом можно поверить, что когда-нибудь могло быть таким образом и до такой степени: и это опять заслуга Полевого, и заслуга великая! ... Без всякого преувеличения можно сказать положительно, что "Московский телеграф" был решительно лучшим журналом в России, от начала журналистики... Заслуги Полевого так велики, что, при мысли о них, нет ...
    6. Курилов А. С.: Полевой Н. А.- биобиблиографическая справка
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: журналист, историк. Родился в купеческой семье. Детские годы прошли в Сибири. Получил домашнее образование. К шести годам умел читать, с десяти лет помогал отцу вести конторские книги и, как сам вспоминал, "писал стихи и прозу", еще "не зная, что такое стихи и проза", "выдавал" рукописную газету "Азиатские новости" и журнал "Друг России", сочинял драмы, трагедии, интермедии, а также свое собственное "Путешествие по всему свету" (Николай Полевой. Материалы. -- С. 83, 357--358). Отец не препятствовал литературным занятиям сына, выбрав, однако, оригинальный метод "воспитания" у него чувства ответственности за порученное дело: каждый раз, как только замечал упущения сына по работе в конторе, сжигал все им написанное. Но П., несмотря ни на что, продолжал писать и "выдавать" газету и журнал; истребить в нем тягу к творчеству было невозможно. С "препоручениями" от отца, задумавшего оставить Сибирь, П. в августе 1811 г. приезжает в Москву. Культурная жизнь нашей древней столицы так увлекает его, что он быстро забывает о делах, отдавая все свое время духовным интересам -- театру, "куда ходил раза по три в неделю", книгам, которых "прочитал и накупил без счета", университету, "куда пробирался на лекции" и слушал А. Ф. Мерзлякова, М. Т. Каченовского и др. профессоров (Там же. -- С. 84). В июне 1812 г. в Москву приезжает вся семья Полевых, но они не успели даже оглядеться и устроиться, как...
    7. Иоанн Цимисхий. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 70кб.
    Часть текста: Впервые -- частично: Книги IV и V (до слов "Государь! церковь, воздвигнутая тобою близ Влахернских чертогов...") под заглавием "Византийская легенда (отрывок из "Цареградской были X века")" -- Сын Отечества. 1838. Т. 3. Отд. I. С. 27--84; Книга I под заглавием "Царьград и двор греческих императоров в X веке (Византийская легенда)". -- Там же. 1839. Т. 12. Отд. I, С. 11--52; полностью -- Отдельное издание: В 2-х ч. М., 1841. Предисловие автора. С. 5--8. Цензурное разрешение -- 22 января 1841 г. Публикуется по этому изданию. Предисловие опущено. С. 25. Иоанн I (925--976) по прозванию Цимисхий ("туфелька" -- он был маленького роста: cmusk -- по армянски "туфля") -- видный военачальник, в 963--968 гг. -- доместик схол Востока (верховный главнокомандующий всеми войсками Византии в Малой Азии -- восточной части империи), в 969--976 гг. -- император. С. 27. Прокопий Кессарийский (ок. 500 -- после 565) -- истории и политический деятель Византии, родился в г. Кессария (отсюда прозвание -- Кессарийский), расположенном в Палестине на берегу Средиземного моря; написал "Историю войн Юстиниана" (545--550. О Юстиниане см. комм. к с. 29), "Тайную историю" (550) и др. Полевой приводит в эпиграфе строки из "Истории войн Юстиниана", которая тогда была известна и как "История моего времени" в как просто "История". Царь Константин -- Константин I, прозванный...
    8. Белинский В. Г.: Аббаддонна. Сочинение Николая Полевого. Издание второе
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: Четыре части. В 12-ю д. л. В I-й части 207, во II-й -- 206, в II-й -- 179, в IV-й -- 200 стр. Ба! старые знакомые! Добро пожаловать! Давно ли, подумаешь, а уж сколько воды утекло, сколько событий сменилось! Знакомые -- а смотрят друг на друга дико; друзья -- а не знают, как и о чем говорить друг с другом... Знаете ли, на кого похож, в отношении к публике, роман г. Полевого, явившийся вторым изданием через пять лет после первого появления на свет? 1 -- На доброго, простодушного помещика, который, прожив в деревне лет тридцать, народив кучу детей и поседев в капитанском чине, вдруг приезжает по делам в столицу и идет навестить своих прежних товарищей по воспитанию и службе; но увы! куда ни придет он с распростертыми дланями, с радушною улыбкою, -- везде принимают его холодно, с удивлением и, провожая, громко наказывают человеку говорить "дома нет". Добряк в отчаянии, не понимая того, что бывшие его друзья уже успели нажить себе новых друзей и из повес и шалунов успели сделаться людьми рассудительными, солидными, людьми comme il faut. {порядочными (франц.). -- Ред. } Пять лет в русской литературе -- да это все равно, что пятьдесят в жизни иного человека! Самым разительным доказательством этой грустной истины может служить почтенный автор "Аббаддонны". В 1835 году издал он этот роман, то есть через два или три года после "Клятвы при гробе господнем" 2 , и, таким ...
    9. Карпов А. А.: Николай Полевой и его повести
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: назвал Полевого Н. Г. Чернышевский {Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15-ти т. -- М., 1974. -- Т. 3. -- С. 23.}. Как о "замечательном человеке, оказавшем литературе и общественному образованию великие заслуги" {Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9-ти т. -- М., 1982. -- Т. 8. -- С. 177.}, писал о Полевом В. Г. Белинский, рассматривая его в одном ряду с М. В. Ломоносовым и Н. М. Карамзиным. Вклад Полевого в отечественную культуру несомненен. И все же судьба творческого наследия писателя оказалась непростой. Его романы и повести, исторические труды и критические разборы, вызывавшие при своем появлении живой интерес и не раз переиздававшиеся на протяжении девятнадцатого века, в настоящее время почти неизвестны читателю. Само имя издателя "Московского телеграфа" сегодня, пожалуй, многое скажет лишь историкам журналистики. Безусловно, забвение, постигшее Полевого, незаслуженно. Видный представитель русского романтизма, чьи произведения своеобразно отразили проблемы того времени, человек драматической судьбы, в котором...
    10. Белинский В. Г.: Николай Алексеевич Полевой
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    Часть текста: Другие им вослед идут... 140 Пушкин. Всякая сфера деятельности бесконечно разнообразна и требует различных деятелей. С первого взгляда кажется, что науку может поднять и двинуть вперед только ученый, поэзию -- поэт, литературу -- литератор. Без всякого сомнения, без ученых наука не могла бы не только подниматься и двигаться, но даже и существовать, так же как и поэзия -- без поэтов, литература -- без литераторов; однакож тем не менее справедливо и то, что науке, искусству и литературе оказывали иногда величайшие услуги люди, которые ничего не писали и не были ни учеными, ни поэтами, ни литераторами. Нужно ли говорить, какое великое влияние на успехи литературы может иногда иметь книгопродавец-издатель? Вспомним Новикова. Этот человек, -- столь мало у нас известный и оцененный (по причине почти совершенного отсутствия публичности), -- имел сильное влияние на движение русской литературы и, следовательно, русской образованности. Сам он ничего или почти ничего не писал, но он обладал удивительною способностию заставлять писать других. Владея значительными средствами, он издавал множество книг в такое время, когда у нас почти вовсе не было книг. Но и в этом случае он действовал не как книгопродавец, хотя в то время и роль дельного книгопродавца была бы еще благодетельнее, нежели...