• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1844"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Курилов А. С.: "Услышать уроки истории... "
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    2. Письма Полевого. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    3. Письмо Полевого. Краевскому А. А. - 9 декабря 1844 г.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    4. Курилов А. С.: Полевой Н. А.- биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    5. Бестужев-Марлинский А. А.: "Клятва при гробе господнем. Русская быль Xv века". Сочинение Н. Полевого. М., 1832
    Входимость: 2. Размер: 146кб.
    6. Похождения Чичикова, или мертвые души. Поэма Н. Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    7. Карпов А. А.: Николай Полевой и его повести
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    8. Клятва при гробе Господнем. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    9. Письма Полевого
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    10. Кoзмин H. К.: Полевой Николай Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 40кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Курилов А. С.: "Услышать уроки истории... "
    Входимость: 4. Размер: 52кб.
    Часть текста: и блестящая, вполне сообразная с его натурою и способностями... Человек, почти вовсе не известный в литературе, нигде не учившийся, купец званием, берется за издание журнала,-- и его журнал ("Московский телеграф" -- А. К.) с первой же книжки изумляет всех живостью, свежестью, новостью, разнообразием, вкусом, хорошим языком, наконец, верностью в каждой строке однажды принятому и резко выразившемуся направлению... Первая мысль, которую тотчас же начал он развивать, была мысль о необходимости умственного движения, о необходимости следовать за успехами времени, улучшаться, идти вперед, избегать неподвижности и застоя, как главной причины гибели просвещения, образования, литературы. Эта мысль... тогда была новостью, которую почти все приняли за опасную ересь. Надо было развивать ее, повторять, твердить о ней, чтобы провести ее в общество, сделать ходячею истиною. И это совершил Полевой!... Полевой показал первый, что литература -- не игра в фанты, не детская забава, что искание истины есть ее главный предмет и что истина -- не такая безделица, которою можно было бы жертвовать условным приличиям и приязненным отношениям... "Телеграф"... многим казался чудовищным явлением, именно потому, что здравый смысл, образованный вкус и истину ставил выше людей и...
    2. Письма Полевого. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 43кб.
    Часть текста: -- С. 512--533; Из переписки Н. А. Полевого с А. А. Бестужевым // Известия по русскому языку и словесности. 1929. -- Л., 1929. -- Т. 2, кн. I. -- С. 203--213: Белинский и его корреспонденты. -- М., 1948. -- С. 254--257; Письма Н. А. Полевого к С. Д. Полторацкому / Публикация В. Салинки // Научные труды высших учебных заведений Литовской ССР. Литература. IX. -- Вильнюс, 1966. -- С. 301--324. В настоящее издание вошли избранные письма Полевого разных лет, освещающие наиболее значительные факты его биографии, раскрывающие отношение писателя к его постоянным корреспондентам, характеризующие его мировоззрение. За исключением особо оговоренных случаев, тексты писем публикуются по автографам, хранящимся: в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) (А. А. Бестужеву, Е. А. Бестужевой, Ф. В. Булгарину (копия), А. В. Никитенко, Н. Ф. Полевой, К. А. Полевому (от 21. 1. 1838), П. П. Свиньину), ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (А. А. Краевскому, В. Ф. Одоевскому, С. Д. Полторацкому), Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина (В. Г. Белинскому, А. Я. Булгакову, В. М. Перевощикову, А. А. Писареву), Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (А. И. Герцену, Ф. Н. Глинке). В примечаниях к разделу писем использованы материалы перечисленных выше публикаций, а также комментарии Вл. Н. Орлова к "Запискам" К. Полевого (в кн.: Николай Полевой. Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов. [Л., 1934]). 1. П. П. Свиньину. Факсимильное воспроизведение письма в кн.: Полевой П. Н. История русской словесности. -- СПб., 1900. -- Т. 3. -- С....
    3. Письмо Полевого. Краевскому А. А. - 9 декабря 1844 г.
    Входимость: 3. Размер: 2кб.
    Часть текста: Письмо Полевого. Краевскому А. А. - 9 декабря 1844 г. А. А. КРАЕВСКОМУ  9 декабря 1844 г. Петербург Посылаю вам, милостивый государь Андрей Александрович, редкость: оду И. А. Крылова. Она была издана в СПб., в 1790 году (в 4®, 10 стр., без означения типографии). Теперь ее не сыщете нигде. Напечатайте ее в "Отечественных) зап<исках>", ибо она составляет любопытную черту к характеристике века и жизни дедушки Крылова, а для журнала драгоценность. Тут можете прибавить и от себя несколько строк о Крылове, etc. У меня есть много таких вещей, и я охотно передам их вам, ибо без того могут они потеряться. Посылка, моя, надеюсь, не удивит вас. Можно быть различных мнений в том и другом и взаимно уважать друг друга и желать друг другу добра, предоставляя мелкую личную злость людям ниже названия человека. Осмеливаюсь думать, что мы находимся в таком положении. Об этом надобно бы когда-нибудь поговорить откровенно, и переговор привел бы ко взаимной пользе и к пользе общего дела. Верьте почтению и преданности того, кто есть и будет ваш, милостивого государя, покорнейший слуга Н. Полевой. Дек<абря> 9, 1844 г. СПб.    
    4. Курилов А. С.: Полевой Н. А.- биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: прозаик, драматург, журналист, историк. Родился в купеческой семье. Детские годы прошли в Сибири. Получил домашнее образование. К шести годам умел читать, с десяти лет помогал отцу вести конторские книги и, как сам вспоминал, "писал стихи и прозу", еще "не зная, что такое стихи и проза", "выдавал" рукописную газету "Азиатские новости" и журнал "Друг России", сочинял драмы, трагедии, интермедии, а также свое собственное "Путешествие по всему свету" (Николай Полевой. Материалы. -- С. 83, 357--358). Отец не препятствовал литературным занятиям сына, выбрав, однако, оригинальный метод "воспитания" у него чувства ответственности за порученное дело: каждый раз, как только замечал упущения сына по работе в конторе, сжигал все им написанное. Но П., несмотря ни на что, продолжал писать и "выдавать" газету и журнал; истребить в нем тягу к творчеству было невозможно. С "препоручениями" от отца, задумавшего оставить Сибирь, П. в августе 1811 г. приезжает в Москву. Культурная жизнь нашей древней столицы так увлекает его, что он быстро забывает о делах, отдавая все свое время духовным интересам -- театру, "куда ходил раза по три в неделю", книгам, которых "прочитал и накупил без счета", университету, "куда пробирался на лекции" и слушал А. Ф. Мерзлякова, М. Т. Каченовского и др. профессоров (Там же. -- С. 84). В июне 1812 г. в Москву приезжает вся семья Полевых, но они не успели даже оглядеться и устроиться, как пришлось "вместе с другими беглецами" оставить город, бросить квартиру, мебель, хозяйство; все приобретенное имущество погибло во время пожара. Некоторое время Полевые живут в Арзамасе, затем перебираются в Курск, на родину отца П. После неудачных попыток основать "собственное дело" сначала в самом Курске, затем в Ростове-на-Дону, отец П. в 1814 г. ...
    5. Бестужев-Марлинский А. А.: "Клятва при гробе господнем. Русская быль Xv века". Сочинение Н. Полевого. М., 1832
    Входимость: 2. Размер: 146кб.
    Часть текста: et qui amuse; c'est elle qui eclaire et qui brule, c'est elle qui fait vivre et qui tue... Jules Janin [Критика в переходные эпохи заменяет то, чего уже больше не существует, что еще не родилось. Тем самым критика -- это вся поэзия, это вся драма, это вся комедия, это весь театр, это все, что занимает умы; именно критика наполняет страстью и забавляет; именно она просвещает и зажигает, именно она дает жизнь и убивает... Жюль Жанен (фр.)] Знать, в добрый час благословил нас Ф. В. Булгарин своими романами. По дорожке, проторенной его "Самозванцем", кинулись дюжины писателей наперегонку, будто соревнуя конским ристаниям, появившимся на Руси в одно время с романизмом. Москва и Петербург пошли стена на стену. Перекрестный огонь загорелся из всех книжных лавок, и вот роман за романом полетели в голову доброго русского народа, которому, бог ведает с чего, припала смертная охота к гражданской печати, к своему родному, доморощенному. И то сказать: французский суп приелся ему с 1812 года, немецкий бутерброд под туманом пришел вовсе не по желудку, в английском ростбифе, говорит он, чересчур много крови да перцу, даже ячменный хлеб Вальтера Скотта набил оскомину, -- одним словом, переводы со всех возможных языков падоели землякам пуще ненастного лета. Стихотворцы, правда, не переставали стрекотать во всех углах, но стихов никто не стал слушать, когда все стали их писать. Наконец рассеянный ропот слился в общий крик! "Прозы, прозы! Воды, простой воды!" На святой Руси по сочинителей не клич кликать: стоит крякнуть да денежкой брякнуть, так набежит, наползет их полторы тьмы с потемками. Так и сталось. Чернильные тучи взошли от поля и от моря: закричали гуси, ощипанные без милосердия, и запищали гусиные перья со всеусердием. Прежние наши романисты, забытой памяти, Федор Эмин, Нарежный, Марья...
    6. Похождения Чичикова, или мертвые души. Поэма Н. Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    Часть текста: мнение наше о литературных достоинствах г-на Гоголя, оценяя в нем, что составляет его бесспорное достоинство. Повторим слова наши: "Никто не сомневается в даровании г-на Гоголя и в том, что у него есть свой участок в области поэтических созданий. Его участок -- добродушная шутка, малороссийский жарт, похожий несколько на дарование г-на Основьяненки 1 , но отдельный и самобытный, хотя также заключающийся в свойствах малороссиян. В шутке своего рода, в добродушном рассказе о Малороссии, в хитрой простоте взгляда на мир и людей г-н Гоголь превосходен, неподражаем! Какая прелесть его описание ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем, его "Старосветские помещики", его история о носе, о продаже коляски! Так и "Ревизор" его -- фарс, который нравится именно тем, что в нем нет ни драмы, ни цели, ни завязки, ни развязки, ни определенных характеров. Язык в нем неправильный, лица -- уродливые гротески, характеры китайские тени, происшествие несбыточное и нелепое, но все вместе уморительно смешно, как русская сказка о тяжбе ерша с лещом, как малороссийская песня "Танцевала рыба с раком". Не подумайте, что такие создания легко писать, что всякий может их писать. Для них надобно дарование особенное, надобно родиться для них, и притом часто то, что вам кажется произведением досуга, делом минуты, следствием веселого расположения духа, бывает трудом тяжелым,...
    7. Карпов А. А.: Николай Полевой и его повести
    Входимость: 1. Размер: 65кб.
    Часть текста: Полевой // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9-ти т. -- М., 1982. -- Т. 8. -- С. 177.}, писал о Полевом В. Г. Белинский, рассматривая его в одном ряду с М. В. Ломоносовым и Н. М. Карамзиным. Вклад Полевого в отечественную культуру несомненен. И все же судьба творческого наследия писателя оказалась непростой. Его романы и повести, исторические труды и критические разборы, вызывавшие при своем появлении живой интерес и не раз переиздававшиеся на протяжении девятнадцатого века, в настоящее время почти неизвестны читателю. Само имя издателя "Московского телеграфа" сегодня, пожалуй, многое скажет лишь историкам журналистики. Безусловно, забвение, постигшее Полевого, незаслуженно. Видный представитель русского романтизма, чьи произведения своеобразно отразили проблемы того времени, человек драматической судьбы, в котором Белинский видел "одно из самых резких выражений" его эпохи {Там же. -- С. 180.}, Н. А. Полевой имеет несомненное право на внимание нашего современника.  * * * В середине 1830-х годов Николай Алексеевич Полевой выпустил в свет цикл своих повестей, дав ему название "Мечты и жизнь". Заглавие сборника было очень характерно. В нем оказалось зафиксировано коренное для романтического сознания противопоставление идеала и реальности, высоких устремлений человека и гнетущих жизненных обстоятельств. Тема столкновения мечты с...
    8. Клятва при гробе Господнем. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    Часть текста: слову (устному или закрепленному в грамоте, договоре), скрепляемая целованием креста. Писано к Шемяке... -- Имеется в виду "Послание" ("Грамота") русских епископов князю Василию Шемяке (см. прим. к с. 325) от 29 декабря 1447 г. Говорено Шемяке... -- Приводятся слова, сказанные Василием II Васильевичем (1415--1462), великим князем Московским (1425--1433, 1433--1446, 1447--1462), при покаянном примирении с Василием Шемякой после того, как он был в 1446 г. Шемякой свергнут и временно отрекся в его пользу от великокняжеского Московского стола. Сочинитель русских былей и небылиц -- так назвал себя Н. Полевой, напоминая о себе, как авторе "русских былей" ("Симеон Кирдяпа", "Краковский замок", "Постоялый двор" и др.) и "небылиц" ("Святочные рассказы" и др.). С. 285. Семь лет постоянного внимания и уважения публики... -- Имеется в виду популярность журнала "Московский телеграф", издаваемого Н. Полевым с 1825 г. ... мелькают... в Лету... -- т. е. бесследно исчезают. Лета -- в древнегреческой мифологии река забвения в подземном царстве; души умерших, погруженные в воду этой реки, забывали все, перенесенные ими на земле, страдания. С. 286. Дидерот -- французский писатель и философ Дени Дидро (1713-1784). С. 288. Мориер Джемс (1780--1849) -- английский писатель, дипломат и путешественник. С. 289. Гостомысл -- легендарный предводитель (старейшина) новгородцев (1-я пол. IX в.), инициатор ...
    9. Письма Полевого
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: Письма Полевого Письма: Свиньину П. П. - 29 октября 1824 г. Писареву А. А. - 11 июня 1825 г. Перевощикову Д. М. - 22 октября 1825 г. Свиньину П. П. - 22 января 1826 г. Глинке Ф. Н. - 25 января 1826 г. Полторацкому С. Д. - Конец 1826 -- начало 1827 г. Полторацкому С. Д. - Январь -- февраль 1827 г. Булгакову А. Я. - 23 февраля 1828 г. Полторацкому С. Д. - 24 ноября 1828 г. Одоевскому В. Ф. - 16 февраля 1829 г. Пушкину А. С. - 27 марта 1830 г. Бестужеву А. А. - 20 декабря 1830 г. Пушкину А. С. - 1 января 1831 г. Бестужеву А. А. - 13 марта 1831 г. Бестужеву А. А. - 25 сентября 1831 г. Бестужевой Е. А. - 23 января 1833 г. Карлгофу В. К. - 10 марта 1833 г. Карлгофу В. К. - 17 мая 1833 г. Полевой Н. Ф. - 29 марта 1834 г. Белинскому В. Г. - 26 апреля 1835 г. Белинскому В. Г. - 19 сентября 1835 г. Герцену А. И. - 25 февраля 1836 г. Белинскому В. Г. - Конец января 1837 г. Сенковскому О. И. - 8 февраля 1837 г. Полевому К. А. - 20 декабря 1837 г. Белинскому В. Г. - 22 декабря 1837 г. Полевому К. А. - 21 января 1838 г. Боткину В. П. - 20 марта 1838 г. Полевому К. А. - 30 марта 1838 г. Булгарину Ф. В. - 2 апреля 1838 г. Одоевскому В. Ф. - 21 декабря 1838 г. Одоевскому В. Ф. - 15(?) января 1839 г. Никитенко А. В. - 5 января 1840 г. Полевому К. А. - 19 февраля 1843 г. Краевскому А. А. - 9 декабря 1844 г. Никитенко А. В. - 18 октября 1845 г. Полевому К. А. - 8 февраля 1846 г. Письма к Полевому: Письма Александра Александровича Бестужева к Н. А. и К. А. Полевым, писаные В 1831-1837 годах. Примечания: Примечания
    10. Кoзмин H. К.: Полевой Николай Алексеевич
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: и "любимыми играми детства". Это детство, однако, не было благоприятно для развития умственных способностей мальчика, чтобы подготовить в нем будущего известного литератора и знаменитого журналиста. Отец его, человек высоких нравственных качеств и сильного характера, пылкий, увлекающийся, хотя и был довольно хорошим начетчиком в области исторической и беллетристического литературы XVIII-го века, но, всецело преданный своему коммерческому делу, смотрел с предубеждением на литературные занятия и имел несколько странные понятия об образовании. Мать П., женщина нежная, кроткая, воспитанная в стенах Иркутского девичьего монастыря, под надзором тетки, матери казначеи, с глубоко вкоренившимися религиозными взглядами соединяла страсть к романам; в жизни она вполне подчинялась авторитету мужа, в мечтах любила останавливаться на героях Ричардсона, Жанлис и Дюкре-Дюминиля. Унаследовав от отца сильный характер, а от матери — религиозность и мягкосердечие, Полевой с самого раннего детства стал проявлять и оригинальные черты своей личности: выказывал сильную любознательность и наклонность к авторству. Чуть не шести лет выучившись читать, к десяти Полевой успел ознакомиться со всеми книгами, какие только попадались ему под руку: с "Разговором о всеобщей истории" Боссюэта, путешествиями Ансона и Кука, "Деяниями Петра Великого" Голикова, некоторыми произведениями Сумарокова, Ломоносова, Карамзина, Хераскова, Коцебу и др. Он рано стал писать стихи, издавал рукописные газеты, сочинил драму "Брак царя Алексея...